Дети-малоежки, где кончаются капризы и начинаются проблемы со здоровьем

Дети-малоежки, где кончаются капризы и начинаются проблемы со здоровьем

Текст: Ирина Невинная

"Дети-малоежки" - этот термин используют все больше педиатров. А уж для бабушек тема "мой внук совсем не ест" - любимая. Когда волноваться не стоит и когда нужно принимать срочные меры? На вопросы "РГ" ответила кандидат меднаук, старший научный сотрудник НИИ питания РАМН Елена Павловская.

- Иногда отказ от еды вызван объективными причинами, например, ребенок болен. Но очень часто какие-нибудь "быстрые" завтраки, хлопья и молоко, сосиски ребенок ест. А овощи, суп - то есть то, что полезно, - ни за что... Опасно ли это для здоровья ребенка? Или с возрастом эти капризы проходят?

Елена Павловская: Сегодня крайне редко встречается недостаток еды вообще. Если ребенок подвижен, весел, то говорить о том, что он "не ест" неверно, даже если, на ваш взгляд, это так. Но есть другая сторона - это избирательный аппетит. По данным исследований, от 20 до 60% дошколят и младших школьников имеют проблемы с кормлением. Такие дети - капризные едоки - от новых блюд отказываются. Например, не берут в рот все, что пахнет рыбой. Не едят несладкое. И так далее. Таких мы и называем "малоежками". Это не только неудобно для семьи, ведь таким детям приходится готовить отдельно. Но главное - если пища однообразна, организм ребенка заведомо недополучает каких-либо питательных веществ. И это сказывается на его здоровье.

- Очевидно, причиной могут быть ошибки со стороны родителей?

Елена Павловская: В большинстве случаев так и есть. Не ввели прикорм малышу в 4-6 месяцев - пропустили так называемое окно толерантности, когда ребенок охотно пробует новую для него пищу. А потом, глядишь, и зубы уже вылезли, а он ничего, кроме жидкой еды, есть не готов. Вторая веская причина - неправильная организация кормления. Нехватка времени, терпения. Чтобы приучить малыша к новому продукту, нужно спокойно и без насилия предлагать его малышу много раз.

- Сколько же?

Елена Павловская: Проводились специальные исследования: чтобы ребенок принял новый вкус, необходимо предлагать ему этот продукт от 8 до 15 раз.

- Родители чаще обращают внимание не на разнообразие пищи, а на количество съеденного. Ну, отказывается от овощей, а кашу ест хорошо. Пусть ест кашу?

Елена Павловская: Нет, это неправильный подход. Испанские диетологи провели исследование. Они опрашивали родителей, предложили им вести дневники питания. Оказалось, что если в рационе ребенка не хватает белка, кальция, цинка, других микроэлементов, витаминов группы В, уже к 2,5 - 4,5 годам он может отставать в росте и весе от сверстников. У него хуже тесты на память, понимание речи. Идет в школу - начинаются проблемы с успеваемостью.

Между тем погрешности в питании, такие, как обилие "быстрых" углеводов в ущерб белкам, встречаются едва ли не у каждого второго ребенка. И если их вовремя не скорректировать - проблемы переходят из детского в подростковый возраст и дальше - во взрослую жизнь.

- На что могут ориентироваться родители?

Елена Павловская: В том же исследовании испанские ученые выделили 6 основных групп продуктов, необходимых в детском питании: мясо, овощи, фрукты, крахмалистые углеводы (крупы, макароны), бобовые, молочные. Для нас, пожалуй, непривычно выделять в отдельную группу бобовые, у нас иная пищевая культура, но в целом ориентиры абсолютно правильные. Так вот, если в 4 группах из 6 ребенок съедает менее 2/3 нормы - тогда он считается "малоежкой".

- Как быть, если у ребенка уже сформировались неправильные вкусы и привычки?

Елена Павловская: Конфликтовать с ребенком нельзя - это замкнутый круг. Чем больше его заставлять, тем больше он сопротивляется. Юные мамы, неопытные, нередко ориентируются на Интернет, мнение подружек. Не верят врачам. Переживают, особенно если ребенок единственный.

Что можно посоветовать? Во-первых, спокойнее. Не надо проявлять негативные эмоции при кормлении. Нельзя "шантажировать": съешь суп - получишь конфету. Если ребенок от чего-то отказывается - можно спокойно предложить поесть попозже, но не менять одно блюдо на другое, привычное.

Пичкать нельзя. Все эти "за маму, за папу", под включенный телевизор, сказки, ладушки - ну ни в какие ворота не лезет.

Нельзя наказывать едой - пока не съешь, гулять не пойдешь.

- Вы очень ярко рассказали, как "нельзя". А все-таки как "надо"? Ну, у кого реально в современной жизни есть время по 15 раз предлагать одно блюдо!

Елена Павловская: Я не говорю, что это должно быть сделано за один раз. Но ведь часто отказался ребенок от чего-то, и мама даже не пробует спустя день-другой снова предложить ему то же блюдо. Это неправильно.

Подчеркну еще раз, даже полезный продукт не может в полной мере заменить все остальные. Например, все "малоежки" обычно молоко едят хорошо. Простое решение - дать побольше того, на что ребенок соглашается. Но повышенное потребление молока, сладких йогуртов снижает аппетит. А тех же пищевых волокон при таком рационе ребенку явно будет не хватать.

- Как помочь?

Елена Павловская: Иногда нужна специальная поддержка: лечебные смеси. Но назначить ее - дело педиатра. Есть, например, специальные продукты, предназначенные для "малоежек", - молочная смесь "педиашур", обогащенная всевозможными полезными добавками. Как временную "палочку-выручалочку" такие продукты использовать можно. Но параллельно все-таки работать над рационом. Отказывается от каких-то овощей - выбираем другую группу примерно с теми же качествами, добавляем фрукты. Не хочет есть говядину - пробуем кролика и курицу. И так далее.

Есть и "психологические" секреты. Даем ребенку право выбора между 2-3 вариантами пищи. Пусть стоит на столе, а он берет, что хочет. Но это должны быть не его обожаемые сосиски или чипсы, а нормальная качественная еда.

Для детей старше 3 лет, хороший способ - вместе готовить. Дать ребенку сделать доступную работу: насыпать, размешать, порезать салат. Замечено: есть будет лучше.

Некоторые секреты

На столе должны быть небольшие порции - огромные тарелки угнетают. Расчет простой: два года - две столовые ложки еды. Справляется - можно немного увеличить.

Кормить чаще - не 3 раза в день, а минимум пять, с 3-часовым перерывом. Но между едой перекусов не давать.

Каждая еда должна быть приятным временем. Не критиковать, не угрожать, не ругать ребенка за едой. Особо хвалить тоже не стоит, еда не должна быть поощрением, иначе может развиться пищевая зависимость.

Завтрак, обед, ужин не должны продолжаться дольше 20 минут.

Убрать с кухни телевизор. Если считаете, что покушаемся на святое, хотя бы на время еды выключить. Когда едим - лучше смотреть на родных людей и в тарелку.

Зовите в гости друзей - в компании дети обычно не капризничают.

"Российская газета" - Неделя №6348 (76)